Водка

От Водки к Vodka. История одного успеха


«…если хотите послушаться доброго совета:
налейте не английской, а обыкновенной русской водки».
Михаил Булгаков, «Собачье сердце»


Водка, а точнее, vodka – самый популярный во всем мире алкогольный напиток. Ежегодно на пяти континентах ее производят и выпивают миллионами коробов. Причем, большинство зарубежных потребителей свято уверены, что пьют русскую водку. Настолько сильна аура происхождения этого в высшей степени универсального алкогольного напитка и его национальная харизматичность.

Водка, как и большинство разновидностей крепкого спиртного, когда-то была дистиллятом. Aquavita в Московию начали завозить генуэзские купцы еще в XIV веке. Первый же собственный русский дистиллят появился примерно в 1430 году. Известен даже создатель «прототипа» русской водки – монах Исидор, проводивший опыты с перегонным кубом в подвалах Чудова монастыря, что в московском Кремле. Важность именно этого события в судьбе русской водки определяют сохранившиеся записи, в которых говорится о наилучшем сырье для такого напитка – зерне. Рожь, пшеница и, отчасти, ячмень – а точнее, ячменный солод – и сегодня служат основой для создания аутентичной русской водки. История происхождения русской водки стала известна лишь через 500 лет после исторического события. Сегодня ее воплощением является одна из элитных русских водок – «Легенда Кремля».

Как и в судьбе многих других алкогольных напитков, в истории водки в свое время случился технологический прорыв. Практически до самого конца XIX века качество национального напитка было очень неровным. Наряду с выдающимися образцами «дворянских» водок и достаточно качественными произведениями знаменитых водочных фамилий: Петра Смирнова, вдовы Поповой, Шустова с сыновьями и других промышленников попадались и откровенные подделки.

Стандартизацией русской водки занялись два выдающихся ума своего времени – министр финансов граф Витте и глава Палаты мер и весов Дмитрий Иванович Менделеев. Великий русский химик закрепил за водкой «эталонную» крепость в 40 градусов и выступал консультантом при создании целой сети Акцизных складов, где водку производили уже не путем дистилляции, а методом непрерывной перегонки в колонне. Примерно такую же конструкцию Энеас Коффи внедрил в производстве светлого рома и зернового шотландского виски. С введением инноваций водка весьма «похорошела» на вкус, став мягкой и питкой.

Обновленная водка успешно продолжает производиться в России и после революции 1917 года, но с этого момента начинает приобретать известность и за рубежом. Промышленники-эмигранты: Смирновы, Эристовы и другие – начинают попытки воссоздать русскую водку на своей новой родине. Лучше других это получается у Петра Смирнова, и производство «русской» возобновляется уже за океаном – в США.

После Второй мировой войны, на волне популярности практически всей символики СССР, как страны-победительницы, начинает расти и востребованность водки. Именно в этот момент она начинает превращаться в Vodka – один из самых востребованных в мире продуктов. Мощные бренды-эмигранты, а с начала 60-х и экспортные советские водки создают быстро растущий сегмент рынка, который теснит ветеранов категории «белых спиртов» – ром и джин.

Водка хороша именно своей универсальностью, которая оказывается особенно востребованной на фоне бурного роста коктейльной индустрии. Vodka – идеальный компонент для коктейлей, создающий алкогольную основу для напитка, практически «не вмешиваясь» в его вкус и аромат. Сегодня водку можно подобрать для самого необычного коктейля. Например, особенно элегантно будет смотреться слоеный микс, в котором одним из компонентов станет ультра-модная черная водка Blavod. Впрочем, в США водку попивают и в чистом виде, но совсем не так как мы привыкли, а из бокалов для виски, со льдом и маленькими глоточками.

Многие представленные на мировом рынке водки существенно отличаются по качеству от российских и лучших мировых брендов. Это ведь только кажется, что водка – это простой напиток, смесь воды и спирта. За этой простотой скрываются огромные сложности производства. Ведь если просто влить воду в спирт и размешать, полученный напиток будет отличаться резким запахом и грубым вкусом. Смешение воды и спирта – очень тонкий процесс, требующий большого опыта и мастерства. Необходимо правильно выдержать скорость и температуру фильтрации полученной смеси через угольный и песочный фильтры-колонки. Не говоря уже о качестве самого спирта. Чем чище продукт, тем ярче в нем проявляются все недостатки исходного сырья. Настоящую водку производят только из отборной ржи и пшеницы, из которых готовят «бражку» для перегонки только с использованием настоящего ячменного солода.

Особого мастерства требует подбор ароматических компонентов. В водках и водках особых они должны присутствовать в очень небольших количествах. Надо быть настоящим мастером, чтобы выбранный компонент ощущался в напитке лишь легким намеком, создавая особый характер. В последние годы мировой рынок вновь возвращается от vodka«без вкуса, цвета и запаха» к ароматизированным сортам. Подбираются самые необычные сочетания. Но больше всего в таких водках ценится натуральность ощущения аромата и вкуса. Образцом такой ароматизированной водки за пределами России много лет является бренд Danzka. В каждом глоточке этой водки буквально «живьем» ощущается спелая черная смородина, грейпфрут, клюква.

И, конечно, водка – идеальная основа для создания различных настоек и наливок. Пожалуй, лучше чем в Белоруссии их мало где готовят. Только свежие ягоды, травы, цветочный мед из белорусских пущ могут создать такое неповторимое сочетание ароматов и вкусов.

В коллекции компании «Ротор Хаус БМК» сегодня представлена классическая русская водка - «Легенда Кремля».


Легенда Кремля. Легендарная русская водка.

Для любого алкогольного бренда огромное значение имеет легенда — история происхождения, технологические секреты. Но, пожалуй, немного найдется брендов, которые являются настоящим «памятником» целой категории напитков.

Говоря о «Легенде Кремля», обычно вспоминают историческое событие более чем 500–летней давности. Примерно в 1430 году в подвалах Чудова монастыря произошло знаковое событие. Монахом Исидором был впервые получен напиток, который впоследствии стал всемирно известной русской водкой. Причем, именно в этот момент, как считают некоторые историки, была определена основа рецептуры национального напитка — это должно быть зерно. Рожь или пшеница, но не картофель, как во многих польских и скандинавских дистиллятах. Для создания первой в истории водки требовалось два главных условия — сырье и опыт винокура. Первое — зерно —в стенах одного из главных кремлевских монастырей имелось с избытком. Необходимыми навыками обладал и Исидор — один из просвещенных людей своего времени. Незадолго до этого он вернулся с Флорентийского вселенского собора, где, возможно, и познакомился с опытом европейских дистилляторов.

Эту историю смог отыскать в глубине веков в конце 70–х годов прошлого века знаменитый историк русской водки и кухни Вильям Похлебкин. Его исследование истории русской водки послужило основным аргументом в международном споре между СССР и Польшей за исторический приоритет наименования «водка». Тот факт, что высокий арбитраж счел легенду об Исидоре достаточным аргументом для того, чтобы считать началом истории русской водки 1430 год, еще раз ее подтверждает. Сейчас восстановленный по старинным записям перегонный куб Исидора хранится в Музее русской водки в Измайловском Кремле, там же можно найти и много других экспонатов, посвященных легенде о происхождении национального напитка. Но лучшим посвящением этой истории стал бренд «Легенда Кремля», созданный в 2004 году под контролем Управления спецпроектов ФГУП «Кремль» при Управделами Президента РФ.

Сегодня водка «Легенда Кремля» выпускается ограниченными партиями в спец.цехе, прошедшем сертификацию лаборатории при Федеральной службе охраны Президента РФ. Надо ли говорить, что в основе ее рецептуры принцип, заложенный создателем русской водки в подвалах Чудова монастыря — для получения спиртов использовать только отборное зерно.

Обрамление для бренда, символизирующего Первую русскую водку, было выбрано соответствующее. В запасниках одного из московских музеев отыскали старинный штоф XVIII века, созданный на стекольных заводах Светлейшего Князя Потемкина–Таврического. Современная бутылка «Легенды Кремля» полностью повторяет историческую форму штофа. Каждая мелочь во внешнем облике продукта несет в себе огромный символический смысл. Логотип «Легенда Кремля» создан на основе Гарнитуры Лазурского, отмеченной золотой медалью на международной выставке искусства книги в Лейпциге в 1959 году и вобравшей в себя особенности русского наследия XVIII века и шрифтов эпохи Возрождения. Подарочный короб водки выполнен в виде тяжелого древнего фолианта — вместилища мудрости монастырей. Но главное, конечно, — это вкус, который ни с чем нельзя перепутать. Вкус подлинной русской водки. Именно за него «Легенда Кремля» была удостоена многих золотых медалей дегустационных конкурсов, в том числе в Лондоне, Чикаго, Брюсселе.
«Легенда Кремля» импортируется в 21 страну мира, поставляется в Московский Кремль, Дом Правительства РФ и Государственную Думу, Совет Федерации РФ.